В Татарстане проводится работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)
В некоторых населенных пунктах управляющие компании разместили объявления, в которых сообщалось, что владельцы квартир должны предъявить документ о собственности на жилье. А некоторые даже выставляли сроки, в которые необходимо обратиться с документами в МФЦ.
Также тревожные звонки поступают в Росреестр Татарстана от жителей сельской местности. Люди спрашивают: правда ли у них отнимут недвижимость, если она не зарегистрирована? Многие забеспокоились и стали массово обращаться в МФЦ, причем даже те, у кого недвижимость зарегистрирована.
Сегодня мы вместе с начальником отдела Управления Росреестра по РТ по Арскому и Атнинскому районам Шакировой Расимой Габдрашитовной постараемся разобраться в ситуации и разъясним гражданам, кому и зачем нужно зарегистрировать свои права на недвижимость.
Расима Габдрашитовна, давайте для начала поясним, что эта за работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости? Для чего это нужно?
Действительно, с середины 2021 года во всех регионах страны, с вступлением в силу Федерального закона о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, совместно с муниципальными органами власти проводятся мероприятия в данном направлении. Как правило, речь идет о тех объектах, права на которые возникли до 31 января 1998 года, то есть до дня вступления в силу 122-го Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно принятие этого закона ознаменовывает день создания (начала построения) современной российской системы государственной регистрации прав на недвижимость.
С тех пор прошло 25 лет. И много ли таких граждан, которые до сих пор не оформили свою недвижимость?
Всего в Татарстане ранее учтенных объектов недвижимости без прав более 650 тысяч, в том числе жилых помещений без прав более 156 тысяч.
Почему граждане не спешат регистрировать недвижимость?
Отсутствовать сведения о правообладателе в ЕГРН могут по разным причинам. Например, человек приобрел квартиру по договору купли-продажи, приватизации, мены, дарения или на основании свидетельства о праве на наследство, при этом в регистрирующий орган Росреестр Татарстана не обращался.
Права, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по желанию их обладателей. То же самое относится к тем правам на недвижимость, которые были зарегистрированы в БТИ в период с 31 января 1998 года до 1 января 2000 года.
Почему же налоговая, которая высылает извещения о налоге на имущество, видит собственников квартир, а Росреестр нет? Нельзя ли произвести обмен данными с налоговой, чтобы лишний раз не беспокоить собственников квартир?
Сведения о тех правах, которые зарегистрированы до 1 января 2000 года БТИ, были переданы данной организацией в налоговый орган. При этом если после указанной даты сами собственники не обратились за внесением этих сведений в регистрирующий орган, то автоматически в ЕГРН они не появятся, поскольку данная процедура не предусмотрена законодательством.
Обязательна ли государственная регистрация ранее возникшего права на объект недвижимости в ЕГРН?
Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по желанию их обладателей. Но мы все-таки гражданам рекомендуем это сделать. Следует понимать, что, согласно законодательству, право собственности на объект недвижимости возникает с момента регистрации такого права.
Государственная регистрация ранее возникшего права обязательна при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог. Кроме того, следует иметь в виду, что при отсутствии в ЕГРН сведений о ранее возникшем праве не получится внести запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия правообладателя. То есть, регистрация прав это защита собственности от мошенников.
Также нельзя исключать катаклизмы, например, природные и техногенные, пожары, наводнения и т.д. Или, например, дом попал под снос. Претендовать на компенсацию в этих случаях может только собственник объекта. Отсутствие сведений о правообладателе в реестре недвижимости создает риск невозможности учета права собственности, к примеру, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при согласовании местоположения границ земельных участков и т.д. Кроме того, документы могут быть просто утеряны и восстановить их очень сложно, в судебном порядке. А если права зарегистрированы, то получить копию документов можно в любое время. То есть регистрировать права в интересах самих же граждан!
Люди переживают, что, если они вовремя не зарегистрируют право в ЕГРН, их просто лишат квартиры, так как она перейдет муниципалитету. Может ли работу по выявлению правообладателей провести сам муниципалитет? Как в этом случае происходит регистрация права на недвижимость? Потеряется ли при этом право на квартиру у самих людей?
Если в отношении вышеуказанных объектов недвижимости собственники по той или иной причине не желают обращаться в Росреестр (или МФЦ) за государственной регистрацией права в ЕГРН, то муниципалитет обязан провести работу по выявлению правообладателей. Для этого орган местного самоуправления проводит осмотр объекта недвижимости, запрашивает необходимые сведения в БТИ, МВД, Пенсионном фонде, Нотариальной палате и т.д. После получения всех необходимых сведений о правообладателе объекта недвижимости готовится решение о выявлении правообладателя, которое направляется самому правообладателю, а затем в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН о выявленном правообладателе. При этом надо иметь в виду, что внесение сведений от лица муниципалитета не приравнивается к государственной регистрации права.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, которым планируется внести изменения в Федеральный закон. В частности, предлагается следующее: в случае, если все проведенные местными органами власти мероприятия не привели к выявлению правообладателя, то уполномоченный орган обязан будет в 14-дневный срок направить в Росреестр заявление о принятии на учет вещи как бесхозяйной. Это означает, что чей-то объект недвижимости со временем может перейти в собственность муниципалитета. Поэтому мы призываем не паниковать правообладателям, чьи объекты недвижимости до сих пор остаются без зарегистрированных прав, а их узаконить. Ведь законодательством установлено, что единственным доказательством существования зарегистрированного права, как я уже говорила, является государственная регистрация права в ЕГРН.
Какие финансовые расходы понесет гражданин, который решит дойти до МФЦ и подать документы на регистрацию?
Права на недвижимое имущество, зарегистрированное до 31 января 1998 года, регистрируются в ЕГРН по заявлению собственников бесплатно!
Много ли заявлений в рамках регистрации в ЕГРН уже поступило от жителей Татарстана, Арского района? Как Росреестр будет справляться с наплывом? Повлияет ли это на сроки оказания услуги?
За 2022 год была подана тысяча заявлений. В текущем году данный показатель вдвое больше. На 1 марта 2022 года не было зарегистрировано право собственности на 3852 земельного участка, 3950 зданий, 669 квартир, всего 8471 объект. На данный момент осталось зарегистрировать право собственности на 1978 земельных участков, 1208 зданий, 322 квартиры. Поставлена задача завершить работу к 1 января 2024 года, выявив правообладателей или же сдав имущество в собственность государства.
Что касается сроков, то они определены Федеральным законом, и мы готовы выполнить все в срок, даже если обращений будет слишком много!
Ильяс Фаттахов
Оставить сообщение: